Дорошенко П.А. Технология производства судовых энергетических установок. Страница 127

При предварительном обтачивании втулку устанавливают на конусные оправки (рис. 4.14,б~). Оправка 6 центрирована в планшайбе, оправка 7 — в шпинделе задней бабки токарного станка и снабжена упорным и радиальным шариковыми подшипниками. На чистовое обтачивание оставляют припуск 2—2,5 мм на сторону.

Для установки при чистовом растачивании верхний буртик и нижний поясок втулки обтачивают с допуском по 11-му квалитету точности. Для чистового растачивания также используют цилиндрорасточные станки. Втулку 10 укладывают базовыми поясками на приспособления 11 с гнездами (рис. 4.14,в), расточенными по размеру базовых поясков, закрепляют гибкими хомутами из стальной ленты 8, ас торца — планками 9; этим уменьшают опасность появления деформаций от закрепления. Резцовая головка борштанги снабжена двумя резцами. Чистовое растачивание обычно выполняют в два прохода.

На некоторых заводах втулки большого размера растачивают на вертикальных станках борштангой (с нижним направлением) или жесткой консольной оправкой. В этом случае исключается влияние силы тяжести борштанги или оправки и легче закрепить втулку с торцов. Иногда для растачивания используют токарные с.танки, устанавливая борштангу в центры. Однако из-за большой массы детали и приспособления возникает повышенный износ направляющих станка.

Чистовое обтачивание втулки, а также окончательную обработку центрирующих, уплотнительных поясков и буртиков втулок двухтактного двигателя осуществляют на токарном станке, устанавливая втулку как при черновой обработке (см. рис.4.14,б). Для обеспечения концентричности наружных поясков и отверстия втулку одним концом

устанавливают на оправку с пологим конусом (угол уклона 1 — 2°), Другой конец втулки поддерживается разжимной оправкой (рис, 4.14, г), состоящей из конусного стержня 12, на который надевается разжимное кольцо 13 с наружной цилиндрической и внутренней конусной поверхностями. Кольцо снабжено прорезями. Поджимая оправку сжатым воздухом,равномерно распирают втулку кольцом 13.