Дорошенко П.А. Технология производства судовых энергетических установок. Страница 111

Ускорению выпуска новых машин благоприятствуют такие организационные мероприятия, как унификация и нормализация узлов и деталей для двигателей разных типоразмеров, использование стандартных механизмов, приборов и деталей, изготовляемых в условиях массового производства на других заводах.

4.2. изготовление деталей остова дизеля • 4.2.1. Материалы и заготовки

К деталям, образующим остов двигателя, относятся рамы, картеры, стойки, блоки цилиндров и крышки. Иногда остов среднеоборотного двигателя представляет собой цельную конструкцию, получаемую путем сварки или отливки.. Детали остова должны обеспечить правильное расположение и взаимодействие кинематически связанных между собой деталей механизма движения.

Детали остова имеют сложную конфигурацию и испытывают значительные переменные нагрузки от давления газов и сил инерции или воспринимают усилия от затяжки анкерных связей. Блоки цилиндров воспринимают также боковые усилия от поршней. Крышки (головки) и блоки цилиндров испытывают и тепловые напряжения.

К материалу деталей остова предъявляют повышенные требования в отношении прочйосТиг, жесткости, плотности и коррозионной стойкости. Заготовками обычно служат отливки из чугуна марок СЧ 24-44, СЧ 21-40, а иногда высокопрочного чугуна ВЧ45-5, а также отливки из алюминиевых сплавов AJ14 и АЛ5.

В большинстве случаев крупные детали остова отливают в сухие земляные формы, изготовленные по деревянным моделям. Почти все детали остова — рамы, блоки, картеры, цилиндры и т. д.—формуют в двух опоках с соответствующим разъемом модели также на две части. Форму заливают в таком положении, при котором в результате гидростатического давления .жидкого металла достигается более плотная и однородная структура наиболее нагруженных частей детали. С этой целью рамы отливают верхней плоскостью книзу, верхний и нижний картеры — плоскостями разъема книзу, цилиндровый блок — верхними фланцами для крепления крышек книзу и т. д. На поверхности деталей, которые являются верхними при заливке, назначают повышенный припуск, благодаря этому скапливающиеся здесь газовые раковины и шлаковые включения полностью удаляются при последующей механической обработке.