Дорошенко П.А. Технология производства судовых энергетических установок. Страница 110

Высокие требования к надежности современных судовых дизелей делают необходимым технический контроль на всех стадиях изготовления, начинкя с выполнения заготовок и их термической обработки и кончая механической обработкой, сборкой и сдаточными испытаниями.

Производство судовых дизелей носит мелко- и среднесерийный характер и лишь для некоторых типов высокооборотных двигателей — крупносерийный.

Мелкосерийным можно считать производство с годовым выпуском 20—30 крейцкопфных дизелей с числом цилиндров обычно от 5 до 12. Повторяющиеся для каждого цилиндра детали — поршни, шатуны, втулки и крышки цилиндров — изготовляются ежемесячно партиями по 10—20 шт., что позволяет настраивать станки с использованием приспособлений и специального инструмента, повышающих точность изделий и производительность обработки. Производство с годовой программой не менее 300 —400 двигателей относят к крупносерийному. В парке станков может быть использовано значительное число специальных и специализированных станков, выполняющих только одну операцию для определенной детали, например расточку в поршнях отверстий под палец, расточку втулок цилиндров и т. п.

Судовое дизелестроение характеризуется специализацией. Имеются дизельные заводы, выпускающие только тяжелые крейцкопфные двигатели или только легкие высокооборотные. Особое значение в отечественном дизелестроении приобретают принцип кооперирования дизеле- строительных заводов и привлечение к производству других машиностроительных предприятий. При последовательной системе кооперации дизелестроительный завод имеет хорошо оборудованные механические и сборочные цехи и получает от заводов-поставщиков заготовки, прошедшие черновую и термическую обработку: коленчатые валы, шатуны, штоки, а также фасонные чугунные и стальные отливки и сварные конструкции. При параллельной системе кооперации завод-изготовитель двигателей получает от узкоспециализированных предприятий полностью готовые детали и целые узлы: коленчатые валы, поршневые кольца, вкладыши подшипников, шестерни, топливную аппаратуру, насосы, нагреватели, охладители масла, воды и воздуха, разобщительные муфты и т. д. Кооперация, создавая условия для специализации предприятий, способствует повышению качества, снижению себестоимости и сокращению производственного цикла изготовления двигателей..