Дорошенко П.А. Технология производства судовых энергетических установок. Страница 112

Заготовку остова среднеоборотного двигателя часто получают сваркой, благодаря чему его масса по сравнению с литой конструкцией может быть уменьшена примерно в два раза. Кроме того сварная конструкция остова позволяет снизить объем последующей обработки резанием, практически полностью исключается неисправимый брак. Стоимость сварной конструкции на 10—20% ниже стоимости чугунного литья, так как отпадает надобность в моделях.

Для изготовления цельносварного остова среднеоборотного дизеля, а также отдельных узлов остова малооборотного дизеля обычно используются малоуглеродистые стали марок 10, 15,15Г, поскольку они обладают хорошей свариваемостью.

Заготовки элементов сварной конструкции получают из проката и только небольшое количество фасонных элементов, например гнезд рамовых подшипников, изготовляют путем отливки или штамповки. Общее количество элементов достигает нескольких сотен. Рациональное расчленение конструкции на составляющие элементы может весьма существенно снизить трудоемкость изготовления, поэтому иногда остов состоит из относительно небольшого количества элементов, получаемых в основном отливкой (рис. 4.1).

После сварки заготовки подвергают термической обработке — отпуску для снятия остаточных напряжений при температуре 600—680 °С.

Блоки цилиндров, крышки, головки и т. д. обязательно проходят гидравлические испытания после окончательной механической обработки рабочих полостей. Чтобы избежать затрат на обработку тех заготовок, которые впоследствии могут оказаться забракованными, широко применяют предварительное гидравлическое испытание деталей еще в заготовительных цехах, производя до этого там же черновую обработку.

4.2.2. Требования к обработке и выбор оборудования