Дорошенко П.А. Технология производства судовых энергетических установок. Страница 87

Получить соединения трубы с трубной решеткой с высокими функциональными свойствами можно при помощи специальных клеев и наполнителей. Для. соединения рекомендуется эпоксидный клей, в качестве клеевого наполнителя — состав на основе эпоксидной смолы (100 вес. ч), полиэтиленполиамина (10 вес. ч), дибутилфталата (15—20 вес. ч) и фарфоровой муки, графита, окиси алюминия (40 вес. ч). Прочность склеивания эпоксидным клеем стали со сталью равна 32—36 МПа', алюминия 'с'алюминием 40 — 45 МПа, меди с нике- леїv| 26-30 МПа.

Технология выполнения клеевальцованного соединения заключа- етсй в том, что перед сборкой конец трубы и поверхность отверстия трудной решетки на длине закрепления обмазывают эпоксидным клеем.1 Для более равномерного распределения слоя клея трубы поворачивают вокруг оси 2—3 раза.

Развальцовку концов труб следует производить не позже чем через 3 ч нанесения клея, так как за это время происходит его полимеризация. Клеевальцованные соединения обладают повышенными по сравнению с вальцованными прочностью, герметичностью и коррозионной стойкостью в воде при температуре эксплуатации теплообменники до 200 °С.

Иногда для повышения герметизирующей способности соединений, полученных деформационными способами, используют тиоколовый герметик У-30М, изготовленный на основе низкомолекулярного полисульфидного жидкого каучука. Технология изготовления соединения с герметиком аналогична описанной выше.

3.5.3. Технологическое резервирование соединений труб с трубной решеткой

Наиболее часто встречаются следующие отказы судового теплооб- менного оборудования: >1) возникновение сквозного повреждения (течи) в соединении трубы с трубной решеткой; 2) разрушение трубы в зоне выхода из трубной решетки в теплообменную полость; 3) разрушение трубы (перетирание) в местах прохода через дистанционирую- щие решетки (перегородки); 4) разрушение трубы в теплообменной полости в районах случайных концентраторов напряжений.