Дорошенко П.А. Технология производства судовых энергетических установок. Страница 139

Умеренное количество графита (не очень мелкого) облегчает трение и предотвращает заедание колец. Твердость поршневых колец из серых легированных чугунов с пластинчатым графитом HRB 94—107, для чугуна с шаровидным графитом HRB 98—110. Различие твердости на одном кольце должно быть не более HRB 4.

Чугунные заготовки для поршневых колец обычно отливают в виде полых барабанов, называемых обечайками или маслотами, с фланцем на одном конце со стороны прибыльной части для удобного закрепления на станке. Заготовки-барабаны отливают в земляные или металлические формы либо центробежным способом. Более производительна отливка центробежным способом, кроме того, наружная рабочая поверхность колец в данном случае имеет более плотную мелкозернистую и однородную структуру. На специализированных заводах поршневых колец применяются индивидуальные отливки, т. е. заготовки на одно кольцо (диаметром менее 180 мм). Преимущества индивидуальной отливки заключаются в том, что значительно сокращается объем механической обработки и повышается коэффициент использования материала заготовки, однако это требует больших первоначальных затрат по сложной формовке и отливке колец в виде многорядных стопок. Кроме того, для колец индивидуальной отливки характерна некоторая неоднородность структуры материала по периметру кольца.

Стальные компрессионные поршневые кольца находят применение в цилиндропоршневой группе высокооборотных дизелей, работающей в особо тяжелых условиях, для предотвращения поломок, например в случае повышенных неравномерных износов торцевых поверхностей канавок под кольца у поршней из алюминиевых сплавов. В качестве материала используют сталь 65Г, однако по сравнению с чугунными эти кольца обладают худшей термостойкостью.