Дорошенко П.А. Технология производства судовых энергетических установок. Страница 208

Применение оптических приборов, например ДП-725М, для контроля соосности взамен проверки по валу-калибру повышает точность измерений. Оптический метод измерения основан на визировании, при котором проверяют отклонения осей промежуточных гнезд от базовой линии, проходящей через ось крайних гнезд.

После установки нижних вкладышей опускают коленчатый вал на место, собирают верхние крышки подшипников и измеряют раскепы коленчатого вала, масляные зазоры в подшипниках, а также осевой разбег вала в упорном подшипнике.

При использовании тонкостенных взаимозаменяемых вкладышей (рис, 4.79) величина масляного зазора определяется уравнением размерной цепи х = D — d — 2s (D — диаметр гнезда подшипника; d — диаметр вала; і- — толщина вкладыша) .

Используя метод вероятностного расчета, получим выражение для допуска зазора

Узкие допуски на составляющие звенья повышают точность масляных зазоров.

Процесс укладки коленчатого вала при использовании толстостенных вкладышей имеет ряд особенностей и характеризуется большей трудоемкостью.

Назначаемая точность отверстий гнезд Н7—Н8 и наружного диаметра вкладышей «6 обычно не обеспечивает гарантированного натяга в сопряжениях и, следовательно, плотности прилегания вкладышей. Например, для гнезд диаметром 180-250 мм посадка Hljnb или Н&/п6 дает в пределе натяг 0,06 мм либо зазор 0,015—0,041 мм. Подбором вкладышей избегают предельных значений посадок и обеспечивают плотное их прилегание к гнезду.

Соосность вкладышей достигается их шабрением по валу-калибру 5 (см. рис. 4.78, б) после установки в гнезда.

Вал-калибр представляет собой полую трубу, длина которой соответствует длине рамы. Диаметр утолщенных шлифованных шеек вала калибра dK=d + 8 (d — диаметр рамовых шеек; 5 — масляный зазор, для рамовых и мотылевых подшипников 5 = 0,01с?).