Дорошенко П.А. Технология производства судовых энергетических установок. Страница 166

Предчистовое обтачивание ведут продольным ходом стойки. Конструктивные особенности вращающегося кольца, отверстие которого меньше щеки вала, вынуждают выполнять точение с несколькими перестановками резца при одном'проходе, из-за чего на поверхности мотылевой шейки возникает ступенчатость. Для устранения ступенчатости целесообразно вести чистовое точение радиальной подачей, применяя широкий резец на пружинной державке (ширина резца равна длине шейки).

Перемещая продольные салазки 4 со стойкой 5, поочередно обтачивают все мотылевые шейки, центрируя каждую шейку в кольце 8 поворотом вокруг оси рамовых шеек.

Операция обтачивания шеек основного составного вала отличается большой трудоемкостью и длительностью. Перед обработкой каждого вала узлы станка проверяют на технологическую точность. Кропотливую проверку ведут и в процессе точения.

Дальнейшая обработка вала заключается в сверлении и зенкерований отверстий во фланце под калиброванные болты.

4.7.6. Обработка коланчатого вала высокооборотного двигателя

Обработку коренных и мотылевых шеек коленчатого вала выполняют на токарных станках с двухсторонним приводом. При этом синхронное вращение планшайб передней и задней бабок уменьшает скручивание вала. У небольших валов неуравновешенность при вращении вокруг оси мотылевой шейки не столь существенна. Обычно каждую пару мотылевых шеек, расположенных в одной плоскости, обрабатывают на отдельном станке. При этом гнезда зажимаемых патронов смещены от оси центров станка на расстояние R, равное радиусу мотыля. Установочной базой при обработке как коренных, так и мотылевых шеек служат предварительно обточенные концевые коренные шейки.

Более высокая производительность достигается при обработке коленчатого вала на фрезерном станке-полуавтомате с помощью кольцевой фрезы, при этом за одну установку фрезеруют коренные и мотыле- вые шейки, а также контуры щек.