Дорошенко П.А. Технология производства судовых энергетических установок. Страница 150

— на отверстия под шатунные болты — #9; на шейки болтов —/7;

— для взаимозаменяемых головок расстояния между осями отверстий для шатунных болтов и осью шатуна должны быть выполнены с допуском не более ± 0,03 мм.

Требования к шероховатости поверхностей шатунов показаны на рис. 4.32.

В отъемных головках шероховатость поверхности отверстия после заливки Ra = 0,63 кмк; отверстия в головках под вкладыши и втулки Ra =I ,25 -ь 0,63 мкм. В малооборотных двигателях обычно предусматривают шабрение подшипников по шейкам или по валу-калибру, поэтому ограничиваются Ra = 2,5 1,25 мкм. Шатуны высокооборотных двигателей из легированных сталей полируют кругом до Ra = 0,32 ^ 0,63 мкм, так как легированные стали особенно чувствительны к концентрации напряжений. Для повышения усталостной прочности детали необходимо устранить малейшие цирапины и риски, особенно тщательно отполировать все галтели и переходы. Эффективным и экономичным методом повышения усталостной прочности служит дробеструйная обработка взамен полирования.

4.6.3. Изготовление шатуна среднеоборотного дизеля из цельноштампованной заготовки

План обработки шатуна двутаврового сечения из материала 40ХНМА (см. рис. 4.32, а) представлен в табл. 4.5. До обработки заготовка должна пройти термообработку: закалку при 880° С и отпуск при 560° С.

Обработку цельноштампованного шатуна выполняют в три этапа:

— до отрезки крышки окончательно фрезеруют торцевые плоскости головок и контур, шатуна, предварительно растачивают отверстия/ головок;

— после отрезки крышки фрезеруют плоскости разъема и сверлят центральное отверстие под смазку;

— после сборки шатуна с крышкой окончательно обрабатывают отверстия под шатунные болты и отверстия в нижней и верхней головках.