Дорошенко П.А. Технология производства судовых энергетических установок. Страница 190

Для увеличения стойкости клапанов торец стержня клапана также наплавляют износостойким материалом, а поверхности стержня подвергают азотированию или хромированию.

Чтобы улучшить отвод тепла, выпускные клапаны иногда изготовляют полыми и заполняют металлическим натрием, который при работе двигателя находится в жидком состоянии (температура плавления натрия 97,7° С).

Для впускных клапанов, имеющих сравнительно невысокие температуры, применяют легированные конструкционные стали 40Х, 45Х, 40ХН, 65ХН, 20ХН4ФА и другие, а для клапанов малооборотных двигателей — углеродистые стали марок 40, 45 и другие менее дорогие марки сталей, так как в тепловом отношении клапаны этих двигателей работают в более благоприятных условиях.

Заготовками для клапанов служат поковки и штамповки. Наиболее благоприятные результатьвдают штамповки, так как на стойкость клапанов влияет также характер расположения волокон металла. Прерывание волокон и образование петель не допускаются. Обрывы волокон допускаются только в местах стыка сварных клапанов и в зоне наплавки.

Фирма MBX („Меркишес Верк Хальвер") использует прогрессивные и технологические сварные заготовки. Это позволяет отдельные части клапана выполнять из различных материалов, выбирая их с учетом влияния условий работы. В качестве материала тарелки применяют жаропрочные стали, а стержня — материалы, обладающие антифрикционными свойствами. Заготовки стержня и тарелки клапана соединяются с помощью сварки трением.

Основное требование, предъявляемое к механической обработке клапана, - строгая соосность конуса тарелки и направляющей части стержня, а иногда перпендикулярность торца тарелки к стержню. Точность расположения проверяют индикатором в специальном приспособлении (рис. 4.63). Клапан укладывают на призмы 6, слегка прижимая его пружиной и роликами 2. Вращение клапану передается от шпинделя 4, снабженного маховичком 3 и резиновой подушкой 5. Осевое перемещение ограничивают упором 1. Допускается биение посадочной поверхности тарелки клапана относительно направляющей поверхности стержня 0,02-0,05 мм.