Дорошенко П.А. Технология производства судовых энергетических установок. Страница 236

,5.3. изготовление ротора 5.3.1. Условия работы ротора

Все роторы можно отнести к одному из следующих конструктивных типов фис. 5.9): дисковые, барабанные, смешанной,или сложной конструкции.

По способу изготовления роторы могут быть цельноковаными, когда весь ротор, не считая мелких деталей (гребни, втулки и т. п.), откован из одного куска металла, и составными — из двух или большего числа крупных поковок (рис. 5.10).

На вал ротора действуют внешние нагрузки:

— силы тяжести частей ротора и вала, вызывающие изгиб вала;

— крутящий момент от передаваемой валом мощности;

— продольные усилия от составляющих динамического действия пара на рабочих лопатках;

— центробежные силы неуравновешенных масс.

Эксплуатационная частота вращения ротора должна быть или ниже

критической, т. е. резонансной (жесткие валы), или выше (гибкие валы).

Роторы турбин работают в очень тяжелых условиях и находятся под воздействием переменных температур вдоль оси, которые колеблются от 50—70° С у опорных шеек до 500 С на первых ступенях проточных частей. В связи с этим к роторам предъявляются следующие технические требования:

— обработка деталей ротора должна обеспечить их сопряжение, требуемое чертежом;

— обработка опорных шеек и торцов гребня упорного диска должна обеспечить их нормальную работу при полных оборотах агрегата;

— все цилиндрические поверхности ротора должны бьіть концентрич- ны относительно его оси вращения, а торцевые поверхности — перпендикулярны к этой оси;

— ротор должен быть динамически уравновешен.

5.3.2. Материалы и заготовки

Роторы небольших диаметров удобно изготовлять цельноковаными. Применение цельнокованых роторов больших диаметров нежелательно по следующим соображениям. С увеличением размеров возрастают трудности получения доброкачественной кованой заготовки и становит- І' ся более вероятным забраковывание поковки на той или иной операции