Дорошенко П.А. Технология производства судовых энергетических установок. Страница 209

Вал-калибр в местах соприкоснования с вкладышем покрывают краской, затем опускают на вкладыши и проворачивают, при этом выступающие места на баббите окрашиваются. Эти места шабрят, добиваясь полного прилегания вала-калибра к нижним вкладышам на поверхности не менее 75 % с разбивкой по краске до одного пятна на 1 см2. Пятна должны располагаться по нижней части вкладыша на секторе не менее 120°. Одновременно с шабрением индикатором 6 проверяют параллельность вала-калибра верхней плоскости рамы; подставку индикатора передвигают вдоль рамы. Отклонения от параллельности допускаются не более 0,03 мм на 1 м длины вала.

Верхние вкладыши шабрят по валу-калибру вне стенда.

Шабрить вкладыши непосредственно по шейкам коленчатого вала с точки зрения гидродинамической теории смазки неправильно. Наиболее благоприятные условия для жидкостного трения создаются при зазоре серповидной формы; шейка и отверстие подшипника представляют собой две правильные окружности, различающиеся по размеру на величину масляного зазора. Величина масляных зазоров в рамовых подшипниках регулируется путем подбора прокладок, устанавливаемых на стыках вкладышей.

Установка блока цилиндров. Блок двигателя необходимо установить на раму так, чтобы оси всех цилиндров были перпендикулярны оси коленчатого вала, пересекали эту ось, а также были расположены симметрично по отношению к щекам мотылей.

Первое требование легко выполнить, если оси всех цилиндров перпендикулярны нижней опорной плоскости блока, а коленчатый вал уложен параллельно оси вала (верхней плоскости рамы). Для соблюдения остальных условий необходимо правильно расположить блок в продольном и поперечном направлениях, причем смещение осей цилиндров по отношению к оси вала и к щекам на 0,2—0,3 мм вполне допустимо.