Дорошенко П.А. Технология производства судовых энергетических установок. Страница 215

При установке рамы одновременно проверяют соосность гнезд подшипников. Вдоль оси гнезд протягивают струну 2, точно центрируя ее по крайним гнездам рамы, чтобы размеры a j и а 2 были равны. Натяжение струны создают грузом 3. Разность размеров а і — а2, измеряемая микрометрическим штихмасом по средним гнездам, не должна превосходить 0,05 мм. Положение рамы регулируют, отжимая ее в поперечном направлении боковыми упорами 6 с отжимными болтами.

Соосность гнезд в вертикальной плоскости, так называемую просадку гнезд, контролируют линейкой 7 и штихмасом. Размер Ъ не должен отличаться для разных гнезд более чем на 0,2 мм. Если этот допуск

превышен, отдельные гнезда обнижают, пригоняя по кольцу-калибру.

Несоосиость гнезд приводит к тому, что при шабрении вкладышей по шейкам вала снимается неравномерный слой баббита. Возникающая разностенность вкладыша затрудняет удаление („выкатывание") вкладыша без подъема коленчатого вала.

В дальнейшем контроль правильности положения рамы и отсутствие деформации промеряют но ренерным линиям. Для этого по боковым сторона^ рамы (рис. 4.84, а) предусмотрены особые свободные площадки .?, носящие название реперных. Реперные площадки расположены на одном уровне с верхней плоскостью рамы и обработаны с той же тщательностью. Боковые кромки реперных площадок расположены в одной вертикальной плоскости и также служат измерительной базой. Для фиксации положения реперных площадок после установки рамы над площадками вдоль каждой боковой стороны рамы протягивают струну 2; под нее нодстанляют с обоих концов шлифованные подставки J равной высоты. Электроштихмасом измеряют расстояния /г,- между площадками и провешенной над ними струной, заносят их в паспорт с указанием диаметра струны (обычно 0,5 мм) и массы груза 4. Протянув струну 7 (рис. 4.84, б) с помощью подстановок 6 и грузов 5, измеряют также рассеяния /,- от струны до боковых, кромок реперных площадок. Операцию называй.! провешиванием реперной линии. Ее выполняют после укладки коленчатого вала и неоднократно повторяют на различных стадиях сборки и монтажа на судне, так как возможно появление деформаций. Их устраняют дополнительной регулировкой.