Дорошенко П.А. Технология производства судовых энергетических установок. Страница 155

Перед сборкой щеки равномерно нагревают в печи до температуры не ниже 350° С. Сборку осуществляют на горизонтальном или вертикальном стенде. При вертикальной сборке обеспечивается более высокая точность расположения осей рамовых и мотылевых шеек, что позволяет уменьшить припуски на их обработку после сборки вала.

Изготовление составного или полусоставного коленчатого вала, несмотря на необходимость обработки посадочных поверхностей и сборки частей на горячей посадке, оказывается менее трудоемким и длительным по сравнению с изготовлением такого же цельнокованого.

Несущая способность прессовых соединений составного или полусоставного коленчатого вала определяется значениями контактных давлений в зависимости от натяга. Однако вследствие процесса релаксации контактные давления уменьшаются, что приводит к ослаблению натяга, появлению фреттинг-коррозии и, как следствие, к повышению вероятности проворачивания шеек. Замена прессовых соединений сваркой устраняет указанные недостатки составного вала.

Исходными элементами для изготовления сварного коленчатого вала служат поковки в виде щеки с двумя цилиндрическими выступами, которые образуют половины рамовых и мотылевых шеек (рис. 4.37) Или поковка в виде отдельных колен с половинами рамовых шеек.

Указанные элементы после механической обработки свариваются по стыкам половин каждой шейки, устанавливаемых с зазором А = 16 V 20 мм. При сборке элементов под сварку в отверстия шеек устанавливают центрирующее кольцо 1, которое также образует дно канавки сварного шва.

Для удобства сборки и сварки коленчатого вала используется манипулятор, который вращает заготовку со скоростью 500 мм/мин для наложения круговых сварных швов. Автоматическую сварку под слоем флюса производят с подогревом свариваемых элементов до 200° С.