Дорошенко П.А. Технология производства судовых энергетических установок. Страница 148

Подобная схема копировального устройства применяется также при использовании заготовки-барабана. Угловая ориентация заготовки производится по искусственной базе — специальному пазу.

Одновременная копирная обработка наружной и внутренней поверхностей обеспечивает постоянство радиальной толщины кольца по его периметру. Участок кольца для формирования замка вырезают двумя фрезами на специальном приспособлении.

Дальнейшие операции после формообразования и вырезки замка мало отличаются от операции при обработке термофиксированных колец. План обработки поршневых колец методом копирного точения приведен в табл. 4.4 для заготовки-барабана овальной формы из чугуна СЧ 21-40.

4.6. изготовление шатунов 4.6.1. Материалы и заготовки

Давление газов на поршень и силы инерции создают для шатунов условия циклического нагружения, поэтому для их изготовления используют высококачественные стали. В шатунах малооборотных двигателей применяют главным образом углеродистые стали: для стержней-сталь 35, для головок - стали 25, 35; для шатунных болтов- сталь 30, а иногда и легированные стали. В средне- и высокооборотных двигателях для стержней и крышек применяют стали 45, 453, 40Х, ЗОХМА, 40ХНМА и, наконец, 18Х2Н4МА, отличающуюся высокими показателями прочности и ударной вязкости, но более дорогую; для шатунных болтов - 20ХНЗА, 18Х2Н4МА. Вставные втулки верхних головок шатунов изготовляют чаще литыми из бронз Бр0Ф10-1, БрОЦС-5-5-5, а также из сталей 10 или 15 и заливают свинцовистой бронзой или баббитом. Для втулок верхних головок высокооборотных двигателей часто применяют фосфористую бронзу Бр0Ф-6,5-0,25, обладающую после вальцовки в холодном состоянии высокими механическими свойствами. Для малооборотных, а иногда и для среднеоборотных дизелей, в качестве антифрикционного сплава, заливаемого непосредственно в головки шатуна или во вставные разъемные вкладыши, используют баббит Б83.