Дорошенко П.А. Технология производства судовых энергетических установок. Страница 313

6.4.2. Требования к обработке

Требования к обработке подшипников определяются условиями их рабоШ и регламентированы отраслевым стандартом. Расположенные в дейдвудной трубе или кронштейне — в местах, недоступных для осмотров во время эксплуатации, — и подверженные воздействию статических и динамических нагрузок подшипники должны обеспечивать надежную работу гребного вала в период эксплуатации судна. В связи с этим подшипники изготовляют с высокой точностью.

Соединение подшипников с дейдвудной трубой должно быть достаточно прочным и плотным и в то же время должна существовать возможность демонтажа подшипников при ремонте. Для выполнения этого требования наружные посадочные пояски втулок обрабатывают с шероховатостью не выше Ra =2,5 мкм соосно с отверстием. При этом диаметр каждого посадочного пояска обтачивают по среднему действительному размеру соответствующего посадочного пояска сопрягаемого отверстия в яблоке ахтерштевня, кронштейне или дейдвудной трубе. Допускаемые отклонения диаметра для неразъемных подшипников к6, для разъемных /7.

Для латунных втулок, работающих в воде с температурой около 5 °С, допуск на размер остается прежним, но поле допуска изменяется: для втулок диаметром до 400 мм — пб, для втулок диаметром 400— 1000 мм — р 6. Наружную поверхность цельных втулок из капролона

обрабатывают с шероховатостью Ra = 2,5 мкм, допуски на размеры и величины натягов определяются отраслевым стандартом.

Внутренние поверхности втулок под набор резинометаллических и капролоновых вкладышей обрабатывают с шероховатостью Rz = = 20 мкм и допускаемым отклонением диаметра Я9; под набор вкладышей из бакаута, древеснослоистых пластиков (ДСП) и текстолита - с шероховатостью не выше Rz =40 мкм и допускаемым отклонением диаметра Я12.