Дорошенко П.А. Технология производства судовых энергетических установок. Страница 328

Линия пересечения нагнетательной и засасывающей поверхностей образует контур лопасти. Наиболее удаленная от оси вращения часть контура лопасти называется концевой кромкой лопасти. Каждая лопасть переходит в ступицу, представляющую собой тело вращения с центральным отверстием, которым винт насаживается на конус гребного вала. Область примыкания лопасти к ступице называется корневой частью лопасти. Боковую кромку лопасти, входящую в поток при вращении винта на переднем ходу судна, называют входящей кромкой, а противоположную ей — выходящей.

Диаметр гребных винтов современных судов большого водоизмещения достигает 10 м и более.

6.5.2. Материалы для изготовления гребных винтов

Гребные винты работают в коррозионной среде при динамическом нагружении лопастей; они подвергаются кавитадионному, а при плавании на мелководье и абразивному воздействию. В связи с этим материал винтов должен обладать сложным комплексом свойств, отвечающих условиям работы.

Прочность материала определяет необходимую толщину лопастей, связанные с нею КПД и массу винта. Достаточный запас пластичности обеспечивает отсутствие разрушений при ударах о лед и другие препятствия. Материал винтов должен обладать высокой циклической и динамической прочностью, кавитационной и коррозионной стойкостью > а для судов, плавающих на мелководье, значительным сопротивлением абразивному износу. Желательно также отсутствие дефицитных составляющих- в материале, удорожающих гребные винты. Материал должен иметь хорошие литейные свойства, так как заготовки чаще выполняют литыми, а также хорошую обрафтываемость резанием.

Материал и требуемые механические свойства зависят от класса гребного винта, который устанавливается разработчиком и заказчиком в соответствии с назначением судна (табл. 6.3).