Дорошенко П.А. Технология производства судовых энергетических установок. Страница 331

Из стали 08Х14НДД сделаны гребные винты для атомных ледоколов ,Ленин",'„Арктика" и др. К недостаткам стали этой марки относится чувствительность к остаточным растягивающим напряжениям и концентраторам напряжений в виде царапин, технологических литейных дефектов, что проявляется в снижении циклической прочности. Способом повышения коррозионно-усталостной прочности стальных винтов служит поверхностное упрочнение, получаемое дробеструйным наклепом, обкаткой или чеканкой. Недостатком стали 08Х14НДЛ является также склонность к щелевой коррозии, которая особенно сильно проявляется при длительных стоянках судна. Поверхность теряет гладкость, что снижает КПД винта.

Показатели механических свойств стали марок 08Х15Н4ДМЛ более высокие, чем стали 08Х14НДЛ.

Для изготовления гребных винтов используются также синтетические материалы, из которых наибольшей прочностью обладают стеклопластики горячего прессования. Винты небольшого диаметра выполняют также из термопластичных материалов типа нейлона, капрона и др. Коррозионная стойкость к морской воде, способность сохранять чистоту поверхности в процессе эксплуатации и небольшая масса являются существенными преимуществами синтетических материалов перед металлическими. Однако недостаточно высокие показатели механических свойств ограничивают их применение. Производство винтов из синтетических материалов целесообразно только при крупносерийном выпуске небольших по размеру гребных винтов.

Гребные винты диаметром более 1 м следует изготовлять в сборном исполнении: пластмассовые лопасти, закрепленные в металлических ступицах. Кромки пластмассовых лопастей армируют листовым металлом толщиной 0,5—2,5 мм.

Соединение цельнопластмассового гребного винта с валом может быть как шпоночным, так и шлицевым. При шпоночном соединении винта с валом конусное отверстие армируется металлической втулкой.