Дорошенко П.А. Технология производства судовых энергетических установок. Страница 359

Важным эксплуатационным требованием к судовому редуктору служит ограничение вибрации и шума при его работе. Для уменьшения дополнительных механических нагрузок, которые приводят к поломке вследствие усталости металла и к повышенному износу зубьев и подшипников, в технических условиях ограничивают допустимую амплитуду колебаний подшипников или корпуса, например значением 50—100 мкм. Шум главных зубчатых передач затрудняет работу экипажа судЯа. Пределы шумности, дБ, судовых передач большой мощности устанавливают в зависимости от окружной скорости, м/сек.:

Если при испытании наблюдается повышенная шумность редуктора, завод-изготовитель по согласованию с заказчиком выполняет дополнительные работы по ограничению шума: устанавливает дополнительные кожухи на корпус редуктора, резинобитумную изоляцию на корпус; иногда даже требуется повысить точность зацепления зубьев колес и шестерен.

Технологичность проектируемого зубчатого колеса требует, чтобы его конструкция была образована сочетанием простых геометрических форм. Должна быть предусмотрена возможность использовать сборочные базы (опорные шейки, посадочные отверстия, торцы) в качестве установочных и измерительных баз при обработке и контроле. По соображениям технологичности при конструировании унифицированы модули, диаметры отверстий, резьбы, канавки, радиусы галтелей и другие элементы формы колеса. Конструктор должен предусмотреть возможность нарезания зубьев наиболее производительным методом, а также минимально необходимый уровень требований к точности обработки при отделке зубьев.

Анализ статистики отказов передач при эксплуатации показывает, что среди распространенных причин встречаются неудачные элементы конструкции, ошибки в выборе материала и способа его термообработки,, нарушения оптимальной технологии изготовления зубчатых колес.