Дорошенко П.А. Технология производства судовых энергетических установок. Страница 392

К особенностям трубообрабатывающего производства можно отнести зависимость работ от готовности корпуса судна и использование монтажных схем, в которых, как правило, отсутствуют окончательные размеры и координаты труб. Это затрудняет взаимозаменяемость труб на серийных судах и предопределяет выполнение большого объема пригоночных операций на судне.

Повышение технического уровня трубообрабатывающего производства достигается коренным изменением методов проектирования расположения трубопроводов на судне. Широкое применение масштабного макетирования насыщенных энергетических, машинных, насосных и других помещений судна позволяет отрабатывать рациональные формы и размещение трубопроводов, группировать трубы в панели, агрегаты, монтажные и зональные блоки, выпускать сборочные чертежи трубопроводов с координатами трасс и эскизы труб, по которым трубы изготовляют в цехе независимо от готовности корпуса судна.

Трубопроводы состоят из ряда конструктивных элементов: труб, подвесок, компенсаторов, арматуры, приводов управления и изоляции. С целью унификации размеров труб и оснастки для их гибки из всего многообразия типоразмеров труб, выпускаемых металлургическими заводами, в судостроении применяют лишь небольшую часть, регламентируемую ограничительной нормалью.

Соединения труб должны обеспечивать их быстрые сборку и демонтаж на судне, герметичность при изменении температурных условий эксплуатации трубопровода. Конструкции соединений выбирают в зависимости от транспортируемой среды и ее параметров. Герметичность соединения зависит от его конструкции и качества обработки сопрягаемых поверхностей, упругости материала и формы прокладки, усилия обжатия прокладок.

Фланцевые соединения, широко используемые на трубах диаметром 32—1400 мм, могут быть свободно сидящими поворотными и приварными неподвижными. Поворотные фланцы 2 (рис. 8.1, а) удерживаются на