Дорошенко П.А. Технология производства судовых энергетических установок. Страница 364

На поверхностях поковок зубчатых колес неизбежно возникают дефекты, глубина залегания которых не должна превышать половины суммарного припуска на операции механической обработки данной поверхности. На чертеже исходной заготовки в наиболее неблагоприятных местах предусматривается схема вырезки проб — образцов для механических испытаний материала на разрыв и на ударную вязкость. После неудовлетворительных результатов заготовка проходит дополнительную термообработку и испытания повторяют. Заготовки подвергают испытанию на твердость по Бринелю, контролю на флоке- ны, снятию серных отпечатков и визуальному, в том числе эндоскопическому осмотру.

Для большой группы зубчатых колес ответственного назначения требуется пелучать высокую поверхностную твердость зубьев и посадочных рабочих поверхностей HRC 50-60. В таких случаях на первом этапе заготовки подвергают предварительной термической обработке на микроструктуру и твердость, обеспечивающей оптимальную обрабатываемость резанием при точении и нарезании зубьев, а на втором этапе заготовки проходят химико-термическую и термическую обработку на высокую твердость с последующей отделкой зубьев и посадочных поверхностей шлифованием.

В тех случаях, когда заданная твердость колес невелика - HB 350-400, т. е. HRC <35, окончательную обработку зубьев и даже окончательное обтачивание проводят после окончательной термообработки заготовки.

Предварительная термообработка выравнивает структуру в крупных заготовках и используется для снятия остаточных технологических напряжений, возникающих на предыдущих операциях. В большинстве случаев оптимальная обрабатываемость достигается термообработкой на структуру пластинчатого перлита с сеткой хорошо дифференцированного феррита бесполосчатого строения. Таким образом, для углеродистых сталей необходима нормализация, для сталей 12Х2Н4А, 18Х2Н4ВА и других — нормализация с последующим высоким отпуском.