Дорошенко П.А. Технология производства судовых энергетических установок. Страница 323

Подшипники закрытого типа с заливкой втулки баббитом. Технология изготовления имеет свои особенности. Подготовка поверхности чугунной втулки к заливке баббитом включает следующие операции: деграфитизацию, промывку, декапирование, флюсование, горячее лужение.

Деграфитизация производится в ванне с расплавом щелочи (NaOH — 75 %, NaCl - 17 %, Na2CO3 - 3,5 %, влага и примеси - 4,5 %) при темпе- ратуре 440—500 °С, плотности тока 10-13 А/дм2 и напряжении 6 В. Необходимость деграфитизации вызывается тем, что свободный углерод (графит), находящийся на поверхности чугуна, препятствует сцеплению баббита и чугуна. Удовлетворительное сцепление обеспечивается при непосредственном соприкосновении баббита с железом. Втулку помещают в ванну и присоединяют к ней положительный полюс источника тока (деталь — анод), в результате чего находящийся на поверхности графит окисляется и превращается в углекислоту. Однако наряду с окислением графита происходит и поверхностное окисление железа. Для устранения этого переключают направление тока (деталь становится катодом) и окисленная пленка исчезает.

Направление тока изменяют через каждые 5 мин, весь процесс деграфитизации занимает 50—80 мин. По окончании деграфитизации втулку промывают в холодной и горячей воде для устранения остатков солей. В ванне с проточной холодной водой втулка охлаждается до 80—90 ° С, промывка в горячей воде осуществляется в течение 5 мин при температуре воды 80—90 ° С.

Декапирование — травление в растворе 10 %-ной ингибированной соляной кислоты в течение 15—30 с — служит для удаления следов щелочи, снятия тончайшего слоя окислов и легкого протравливания слоя металла для лучшего сцепления баббита с металлом. После декапирования втулку промывают в проточной холодной воде.: