Дорошенко П.А. Технология производства судовых энергетических установок. Страница 386

Притирка. Используют для окончательной обработки зубьев заготовки. Притирку выполняют чугунным зубчатым колесом — притиром. IIpK- тир вращается и возвратно-поступательно перемещается вдоль оси обра батываемого зубчатого колеса. Между зубьями притира и заготовки зу(: чатого колеса вводят абразивный электрокорундовый порошок зернк- стостью М10-М28, алмазную пасту или пасту 1 ОИ. Притиры изготовляют из мягкого материала, поэтому резание осуществляется как свобод ным абразивом, так и зернами, закрепленными в поверхности притире Для остальных колес используются притиры из серсш чугуна СЧ 15—3/ или СЧ 21—40 твердостью HB 163—241, реже медные притиры. Для тоге чтобы погрешности притира не передавались на профиль обрабатываема го колеса, числа зубьев притира и заготовки не должны иметь общих множителей.

Притирка, как и зубохонингование, может выполняться по схеме двухпрофильного или однопрофильного зацепления. Кратковременная в течение 3—5 мин притирка уменьшает погрешности, зубчатого венца, увеличивает поверхности контакта и снижает шероховатость поверхности зубьев.

Обкатка. Производится в плотном зацеплении с закаленным эталон ным колесом. В процессе обкатки припуск не предусматривается, проис ходит лишь микропластическая деформация гребешков мигро"^ ~ і стей, остающихся после зубонарезания. Закаленные эталонные для обкатки изготовляют из инструментальных легированны^ г 9ХС, ХВГ, с твердостью после термообработки HRC 58-і»/ струмент имеет высокую СТОЙКОСТЬ ДО ПереПШИфоВКК; HSSzfcOtt S нями и даже тысячами обработанных колес. Зубообкатыва? ° v г * поверхностный слой, уменьшает шероховатость поверхности f: 0,08 MKW, повышает плавность зацепления.

7.4.5. Контроль зуочатьес колее

Большое число требований Кч зубчатым колесам, зависящих от уело вий эксплуатации и технологических приемов их изготовления, создав? необходимость .многократно проверять заготовки на специальных конт рольных операциях. Основные этапы контроля: