Дорошенко П.А. Технология производства судовых энергетических установок. Страница 290

Обработка центровых отверстий и центрирующих выточек. В процессе изготовления вала в качестве базы используется его ось, задаваемая центровыми отверстиями, которые обрабатывают в торцах заготовки.

Центровые отверстия должны служить надежной опорой заготовке, поэтому их размеры выбирают в зависимости от массы вала, а конусность рабочей поверхности отверстия должна совпадать с конусностью центров станка. Несоосность центровых отверстий в двух торцах заготовки не должна быть более 1 мм.

При изготовлении полых валов центровые отверстия обрабатывают в центрирующих пробках, которые устанавливают в центрирующие выточки, выполненные в торцах вала. Положение центровых отверстий в сплошных заготовках задают при разметке с учетом искривления оси заготовки и величины имеющегося припуска на обработку наружной поверхности вала. В центровых отверстиях, используемых при чистовой обработке, предусматривают предохранительную фаску 1 (рис. 6.11).

Обработка центровых отверстий и центрирующих выточек выполняется, как правило, на горизонтально-сверлильных или универсально- расточных станках. Заготовку вала 1 (рис. 6.12) устанавливают на призмы 2, ее положение выверяют по горцу поперечным ходом шпинделя и регулируют призмами.

Обтачивание валов. Обтачивание валов выполняют в три этапа: черновой, чистовой и отделочный. Сложность обтачивания валов возрастает с уменьшением их жесткости, которую принято оценивать отношением длины вала к его диаметру LfD. При LfD < 14 вал считается жестким, при L/D = 14-^35 - полужестким, и при LjD > 35 - нежестким.

Обтачивание валов ведут на токарно-валовых станках. Ввиду крупных габаритов валов станки отличаются большой длиной, достигающей 40—50 Mf Станки имеют две передние бабки, расположенные по концам станины, две задние бабки, четыре суппорта. На них одновременно можно обтачивать два вала. Такие крупные станки используют также для спаривания двух валов, т. е. окончательной совместной обработки болтовых отверстий во фланцах соединенных валов. При необходимости одну переднюю и одну заднюю бабки можно снять со станины.