Дорошенко П.А. Технология производства судовых энергетических установок. Страница 286

Торцевая присоединительная поверхность фланца должна быть перпендикулярна оси вала, в противном случае при соединении валов ось оказывается искривленной с изломом в месте соединения. Измерение торцевого биения производят индикатором при вращении вала, установленного в центрах и на опорах. Индикатор размещают на стороне, противоположной месту резца. Допустимое торцевое биение назначается по 6-й степени точности и составляет от 0,02 до 0,05 мм для диаметров фланца от 200 до 1600 мм.

Радиальное биение поверхности центрирующей выточки назначается по 6-й степени точности и в зависимости от диаметра выточки составляет от 0,025 до 0,05 мм. Торцевое биение той же поверхности не должно превышать 0,025 мм.

Допуск на кривизну оси центрального отверстия полых валов совпадает с допуском этого параметра на заготовки валов и увеличивается от 1,5 до 4,0 мм с ростом отношения L/D.

На диаметре шеек вала под опорные подшипники назначают допуск h 7 для металлического и ft 9 для неметаллического подшипника скольжения; допуск на диаметр шейки вала подшипника качения — h 9.

Конусйость участка вала под гребной винт и коническую полумуфту соблюдается с допуском 6-й степени точности, причем весь допуск откладывается в плюс. Численное значение зависит от длины конуса;

для валов диаметром от 100 до 800 мм допуск на конусность, выраженный разностью диаметров на длине конуса, составляет от 0,02 до 0,08 мм. Контроль конусности осуществляется с помощью конусомерной линейки (рис. 6.9); иногда применяется проверка на краску по объемным калибрам.

На диаметр цилиндрической шейки вала под жесткую цилиндрическую муфту с промежуточной гильзой назначают допуск h 6.

Центрирующая вьїЮЧка.-в.-торце фланца под центрирующую шайбу может выполняться по допуску Я 7; в этом случае не требуется проверки соосности валов при центровке. Иногда назначается более широкий допуск H 9, но в этом случае при центровке валов следует проверять соосность с помощью индикатора.