Дорошенко П.А. Технология производства судовых энергетических установок. Страница 308

Вварную дейдвудную трубу кормовым концом вваривают в яблоко ахтерштевня, а носовым крепят к кормовой непроницаемой переборке аналогично вкладной трубе. Заготовками дейдвудных труб могут служить стальные кованые трубы и отливки из серого и модифицированного чугуна или углеродистой стали. Заготовки получают также, сваривая литые, кованые части и части, полученные из листового проката при помощи штамповки или гибки на вальцах. При использовании сварки содержание углерода в стали ограничено 0,23 %.

Конструкция облицовок. Облицовки представляют собой тонкостенные цилиндрические втулки, насаживаемые на шейки гребных и дейдвудных валов в месте расположения опорных подшипников. Облицовка имеет толщину, приблизительно равную 1/20 диаметра вала, и применяется для защиты вала от истирания и коррозионного действия воды в случае применения неметаллических дейдвудных подшипников.

На крупнотоннажных судах длина облицовок достигает 6—7 м.

Чаще всего в качестве материала облицовок применяют бронзу марки Бр010Ц2, отличающуюся высокими антифрикционными ка-

чествами, коррозионной стойкостью и имеющую достаточно хорошие литейные и механические свойства. Валы малого диаметра защищают также облицовками из латуни ЛЦ40МцЗЖ.

Высокое качество материала заготовки получают при литье облицовки центробежным способом. Если возможность получить отливку необходимой длины отсутствует, две-три части соединяют кольцевым швом. Сварку рекомендуется проводить до насадки на вал, чтобы избежать растягивающих сварочных напряжений в облицовке.

Наплавку на поверхность вала защитного слоя из коррозионно- стойкого материала вместо напрессовки облицовки применяют реже, поскольку процесс наплавки создает в поверхностном слое остаточные растягивающие напряжения, снижающие предел выносливости гребного и дейдвудного валов.