Дорошенко П.А. Технология производства судовых энергетических установок. Страница 303

Допускается производить напрессовку осевым усилием

без подачи масла под давлением на сопрягаемые поверхности, при этом необходима смазка поверхностей.

В случае применения шпонки в прессовом соединении

контактное давление назначают 26 МПа, а для валопровода дизельной установки несколько больше — 30 МПа — в связи с пульсациями крутящего момента из-за крутильных колебаний, которые неизбежны в дизельных установках при переходе через критические значения частоты вращения.

Сборке предшествует расчёт натяга, необходимого для создания расчетного контактного давления.

В случае бесшпоночного соединения полумуфты с валом контактное давление должно быть достаточным для передачи крутящего момента за счет сил трения. Для расчета контактного давления используют выражение для момента сил трения Мт, H • м, на поверхности конуса

где q — контактное давление, Па; /т — коэффициент трения, для соединения стальных деталей /т =Ojl5; F — площадь поверхности конуса, м2 Dcp — диаметр конуса в среднем по длине сечении, м.

При эксплуатации валопровода возможны перегрузки, поэтому момент сил трения Mt приравнивают крутящему моменту при «-кратных перегрузках Mrt (М — номинальный крутящий момент, п =4,2 7,2 в зависимости от условий плавания).

Подставив в формулу (6.1) значение Mt= Mn и значение F = = LirDcp (L — длина конуса), получим выражение.,для контактного давления, позволяющего передавать крутящий момент за счет сил трения:

Если расчетное значение оказьґйЗеїСЯ' меньше 40 МПа, то для обеспечения стабильности коэффициента трения при эксплуатации контактное давление назначают 40 МПа. Наибольшее допустимое контактное давление в бесшпоночном соединении вала с гребным винтом — 80 МПа, с полумуфтой - 120 МПа.

Диаметральный натяг 5Д, м, необходимый для создания требуемого контактного давления, рассчитывают по формуле Ляме: