Дорошенко П.А. Технология производства судовых энергетических установок. Страница 389

Кроме измерения колебаний длины общей нормали часто определяет и саму длину общей нормали. Такой контроль выполняется для нахождения величины припуска при зубообработке, например при зубо- шлифова^ии, а также для контроля толщины зуба.

Плавность работы. Проверяется контролем равномерности шага по основной окружности А, который представляет собой расстояние между двумя взаимно параллельными касательными к двум соседним одноименным профилям зубьев (рис. 7.19, б).

Погрешности отклонения профиля от заданной эвольвенты вызываются обычно погрешностями геометрии режущего инструмента и вибрациями станка. Контроль выполняется на специальных приборах — эвольвентомерах (рис. 7.20). Эвольвентная кривая воспроизводится с помощью сменного диска 1, диаметр которого равен диаметру основной окружности контролируемого колеса 8. По вращающемуся диску 1 катится без скольжения линейка 2. Диск 1 расположен на одной оси с контролируемым зубчатым колесом 8, поэтому наконечник 7 рычага 3, свободно надетого на ось 6 линейки 2, перемещается по боковой поверхности зуба, оставаясь все время на основной окружности колеса. При правильной эвольвенте рычаг 3 не должен изменять своего углового положения во время обката, и тогда перо 4 вычерчивает на движущейся ленте 5 прямую линию. Волнистость линии характеризует отклонения от эвольвенты, которые записываются с большим масштабом увеличения,например 1000 : 1.

Контакт зубьев. Проверяют по полноте пятна контакта, которое нормируется относительными размерами в процентах по длине и по высоте зуба. Проверка осуществляется чаще всего в собранной передаче либо на обкаточном станке при зацеплении контролируемого колеса с измерительным колесом. Ддя контроля поверхности зубьев обезжиривают и покрывают тонким (не более 4—6 мкм) слоем краски, после чего колеса вращают при легком торможении. При проверке по краске конических колес выявляемое пятно контакта должно располагаться ближе к тонкому концу зуба, несколько не доходя до края. При работе под нагрузкой в связи с большей податливостью тонкого конца зуба пятно контакта распространится на всю боковую поверхность зуба.