Дорошенко П.А. Технология производства судовых энергетических установок. Страница 447

Высокая трудоемкость контроля точности обработки (несколько сотен измерений с помощью реймуса, шаблонов и щупов при контроле каждой лопасти) обусловливает необходимость включения в состав ГПС системы автоматического контроля. Американская компания (RVSI) разработала автоматизированную систему управления процессом обработки с помощью оптического измерительного датчика. До начала обработки эта система, сравнивая данные из САПР с результатами измерений, оптимизирует размещение и ориентацию заготовок гребного винта с учетом припусков на обработку. Затем специальное устройство, смонтированное на промышленном роботе, высверливает на заготовке отверстия таким образом, что дно отверстия определяет поверхность лопасти в данной точке. ЭВМ, входящая в состав системы, по глубине отверстий рассчитывает объем материала, который должен быть удален при последующей механической обработке. При окончательной абразивной обработке винта датчик технического зрения контролирует размеры и наличие лунок (следов отверстий) на поверхности лопасти. Обработка заканчивается после удаления всех лунок, что свидетельствует о соответствии геометрической формы и размеров лопасти чертежу. Данная система позволяет отказаться от множества шаблонов, необходимых для измерения лопастей вручную.

В настоящее время разрабатываются робототехнологические комплексы изготовления гребных винтов малотоннажных судов диаметром 400—800 мм. Гибкий автоматизированный участок из трех таких комплексов позволит увеличить производительность в 6—8 раз, высвободить 10 человек, сократить производственные площади на 60 % за счет уменьшения количества станков с 10 до 3. Среднее время обработки одного винта составит 222 мин.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ