Дорошенко П.А. Технология производства судовых энергетических установок. Страница 315

Бакаутом называют древесину гваякового (железного) дерева. Древесина становится пригодной для изготовления вкладышей подшипников при возрасте дерева 200-300 лет. Устойчивая против

загнивания, твердая, тяжелая, древесина хорошо сопротивляется истиранию. Высокие антифрикционные качества бакаута объясняются тем, что в его состав входит до 30 % смол и других экстрагирующих веществ, которые при трении по поверхности бакаута в присутствии воды хорошо эмульгируют, обеспечивая снижение коэффициента трения. Антифрикционные свойства и сопротивление износу существенно изменяются в зависимости от направления волокон древесины по отношению к поверхности вала. Поэтому наиболее изнашиваемые части набора подшипника набирают торцевыми сегментами, а участки, менее подверженные износу, — продольными. Значительное водопоглощение бакаута (15%) требует принятия мер, предотвращающих как влагонасыщение материала, так и его высыхание в период обработки и хранения (герметизация при хранении, покрытие воском или консистентными смазками и др.).

Импортируется бакаут в виде кряжей древесины длиной не менее 1 м, из которых вырезают вкладыши подшипников, В последние годы импорт бакаута ограничен.

Текстолиты,, используемые для дейдвудных подшипников, получают горячим, прессованием прочной хлопчатобумажной ткани, пропитанной резольной фенолформальдегидной смолой, при давлении 6—11 МПа и температуре 160°С с определенной выдержкой при этих условиях из расчета 3—5 мин на каждый миллиметр толщины прессуемой плиты. Для повышения прочности после прессования проводят дополнительную термическую обработку плит при температуре 60-120 ° С в течение 6—12 ч. Материалы отличается высокими показателями прочности, хорошими антифрикционными свойствами, способностью выдерживать значительные ударные нагрузки. Для повышения износостойкости вкладыши вырезают из плит таким образом, чтобы слои ткани после набора вкладышей во втулку подшипника были расположены по касательной к окружности вала. Ввиду высокой стоимости используется только для тяжелонагруженных валов. Материал облицовки гребного вала при работе в текстолитовом вкладыше — Бр010Ц2.