Дорошенко П.А. Технология производства судовых энергетических установок. Страница 293

Фасонные поверхности — галтельные и радиусные переходы — обрабатывают на современных токарных станках копирным методом с использованием плоских шаблонов. Возможно обтачивание галтелей путем комбинации продольной и поперечной подач. При ручном управлении механизмами подачи такая работа требует высокой квалификации рабочего. Радиусные переходы небольшой протяженности выполняют также фасонными резцами с радиальной подачей, у которых длина режущей кромки составляет 100—150 мм.

Обработку конической поверхности вала чаще всего производят при настройке станка на заданную конусность пробными ходами, устанавливая поворотные салазки суппорта под углом к оси вращения вала.

Конус гребного в зла под гребной винт обтачивают окончательно после упрочняющего обкатывания.

Окончательное обтачивание шеек гребного вала под облицовку, конуса под гребной винт и коническую полумуфту часто выполняют по фактическому размеру уже обработанной сопрягаемой поверхности отверстия. На это нарушение принципа взаимозаменяемости идут, поскольку обработку отверстий больших размеров трудно выполнить с необходимой точностью.

Резьбу на хвостовиках валов нарезают резцами в два перехода: черновой (3—8 ходов в зависимости от шага резьбы) и чистовой (3—4 хода).

Упрочнение гребных валов обкатыванием. Эффективным и простым методом повышения усталостной прочности и долговечности гребных валов служит холодное обкатывание роликами, выполняемое после чистового обтачивания валов. Обкатывание осуществляют свободно вращающимся роликом, который прижимают к обрабатываемой поверхности вращающегося вала. Процесс происходит с подачей ролика вдоль обкатываемой поверхности. Режимы обкатывания и расположение участков поверхности гребного вала, которые подлежат упрочнению, установлены отраслевым стандартом. Независимо от конструкции гребного вала упрочняющему обкатыванию подвергают поверхности вала в районах наиболее опасных сечений — в зоне перехода цилиндрического участка в конус под гребной винт, а также на участках под насадку облицовок.