Дорошенко П.А. Технология производства судовых энергетических установок. Страница 385

Шевингование. Применяется при окончательной обработке прямозубых и косозубых цилиндрических колес невысокой до HRC 30—40 твердости. Процесс шевингования основан на плотном зацеплении зубьев заготовки 2 с зубьями инструмента-шевера 1, который выполняют или в виде рейки с наклонно расположенными зубьями, или в виде косозу- бого колеса (рис. 7.17). На поверхности зубьев шевера имеются канавки, направленные от головки к ножке и образующие режущие кромки. При совместном вращении инструмента и заготовки благодаря скрещиванию их осей под углом 10—20° возникает продольная составляющая скорости скольжения вдоль зуба, поэтому острые кромки канавок срезают с зубьев заготовки тончайшие стружки. В результате шевингования шероховатость поверхности, погрешности эвольвентного профиля и радиальное биение венца уменьшаются.

Процесс шевингования производителен, он повышает точность колес до 5—6-й степени, значительно дешевле зубошлифования и весьма прост в реализации. На шевингование оставляют минимальные припуски порядка 0,05-0,15 мм. Однако зубо шевингование не может быть применено для закаленных или азотированных колес из-за высокой поверхностной твердости заготовок.

Зубохонингование. Называют иногда абразивным шевингованием, поскольку инструмент — XOH — в этом процессе представляет собой цилиндрическую шестерню, состоящую из металлической ступицы и абразивного венца с зубьями. Хонингование применяется как отделочная обработка цилиндрических колес, в том числе и после термообработки на высокую твердость. Процесс осуществляется по одной из двух схем: либо при беззазорном зацеплении зубьев заготовки колеса и хона — „в распор", либо при наличии бокового зазора с торможением вращения заготовки для создания усилия в зоне резания. В результате обработки снимается незначительный припуск (10—20 мкм) и в несколько раз уменьшается' шероховатость поверхности, например от 0,63 до 0,16 мкм.