Гаркунов Д.Н. Триботехника. Износ и безызносность. Страница 15

Износ и повреждение поверхностей снижают сопротивление усталости деталей и могут служить причиной их разрушения даже при незначительных концентраторах напряжений и весьма низких номинальных напряжениях. Повышенные износы нарушают нормальное взаимодействие деталей в узлах, могут вызвать значительные дополнительные нагрузки, удары в сопряжениях и вибрации, стать причиной внезапных разрушений. С повышенными износами нередко связан недопустимый шум машин. Заедание или заклинивание деталей может привести к аварийной ситуации. Так, заедание лопатки ротора масляного насоса может вызвать его заклинивание, прекращение подачи масла к подшипникам и аварию машины.

В многозвенных механизмах даже небольшой износ отдельных элементов может суммироваться на ведомом звене и нарушать нормальное функционирование механизма.

Износ цилиндропоршневой группы двигателя увеличивает засорение воздуха отработавшими газами: 100 изношенных автомобилей загрязняют воздух отработавшими газами, как 125 новых автомобилей.

Примечательно, что масса механизма или машины по мере их износа уменьшается незначительно. Например, автомобильный двигатель средней мощности после полного износа имеет потерю массы не более 1 % от исходной, а грузовой автомобиль средней грузоподъемности — не более 3 кг.

Укажем некоторые примеры решения задач триботехники на промышленных предприятиях.

1. На одном из заводов, выпускающих мощные двигатели внутреннего сгорания, с некоторого времени в процессе обкатки двигателей на азотированных поверхностях цилиндров начали появляться мелкие задиры, что приводило к дымлению двигателей. Верхнее компрессионное кольцо поршня было хромированным, а остальные кольца выполнены из чугуна, легированного хромом, титаном и ванадием. Попытки устранить дымление двигателей увеличением времени их обкатки, улучшением микрогеометрии зеркала цилиндров, ужесточением допусков на конусность и овал цилиндров, очисткой масла от абразивных частиц и рядом других мер не дали результатов.