Гаркунов Д.Н. Триботехника. Износ и безызносность. Страница 35

6.2. Оптимизация конструктивных решений узлов трения

По-видимому, первым среди конструкторов, обратившим серьезное внимание на связь износостойкости с конструкцией узлов трения, был П.И. Орлов. Его книга [27], ставшая библиографической редкостью, содержит ценный материал для конструкторов по вопросам конструктивных форм подшипников, конструирования высокоизносостойких скользящих опор, теории трения качения. Она до сего времени не потеряла интереса как в части ярких конструкторских приемов, обеспечивающих путем рационального использования смазочного материала в узлах машин высокую надежность трущихся деталей, так и в утверждении, что в вопросах конструирования и в особенности в технике смазывания "мелочей" вроде течи масла из уплотнений, повышенного расхода при выбрасывании масла из суфлеров и т.п. не должно быть. Ибо это задерживает доводку новых машин и затрудняет работу обслуживающего персонала.

В последующих трех книгах П.И. Орлова по конструированию машин "Основы конструирования" также уделено много внимания резервам надежности и долговечности при конструировании машин. В них утверждается руководящая роль конструктора в решении вопросов долговечности машин.

В работах М.М. Тененбаума начиная с 1966 г. проводилась систематизация конструктивных способов обеспечения высокой износостойкости машин. Все способы подразделены на следующие группы: исключение внешнего трения; улучшение условий трения; равностойкость изнашивающихся деталей; оптимизация форм деталей; компенсация износа; резервирование износостойкости; индикаторы износа [39].

М.М. Тененбаум подчеркивал, что решение прикладных задач должно основываться на закономерностях динамики изнашивания деталей и влияния конструктивных параметров на их износостойкость. Он развивал новое направление в изучении износостойкости материалов, которое можно назвать конструктивной износостойкостью.