Гаркунов Д.Н. Триботехника. Износ и безызносность. Страница 36

В конструктивные факторы входит и расчет деталей на износ, методика которого наиболее полно разработана А.С. Прониковым [32]. В качестве исходной физической закономерности (подобно закону Гука в прочности) им принят закон изнашивания, который связывает изнашивание с рядом параметров, включая фактор времени, и относится к материалам двух сопряженных поверхностей. Износ сопряжения характеризуется одним параметром v, 2 — величиной относительного сближения изнашиваемых деталей 1 и 2 в направлении, перпендикулярном к поверхности трения. Поскольку скорость скольжения и давления деталей в разных точках не одинаковы, поверхность детали изнашивается неравномерно. В связи с этим будет меняться и первоначальная форма детали, что усложняет последующее протекание процесса трения. Все виды сопряжений с точки зрения условий изнашивания А.С. Проников разделяет на пять групп по двум типам. Он разработал типовые расчеты этих групп деталей на износ. Трудности расчетов связаны с параметром V12, который необходимо определять экспериментальным путем. Ряд обобщений по влиянию конструкции узла трения на его работоспособность и долговечность имеется в работах [34, 37].

6.3. Технологические методы повышения износостойкости деталей

Наука и техника располагают многочисленными технологическими средствами для повышения износостойкости деталей. К основным технологическим мероприятиям, повышающим долговечность машин, можно отнести: применение современных методов создания прочных материалов для различных условий эксплуатации машин и получения из них заготовок высокого качества, близких по форме и размерам к готовым деталям; применение современных технологических приемов, обеспечивающих изготовление деталей заданной точности и стабильности как по размерам, так и по физико-механическим свойствам; применение современных методов контроля качества материалов, заготовок и готовых изделий по соответствующим показателям надежности; применение процессов упрочняющей обработки для получения требуемого качества рабочих поверхностей деталей машин с высоким сопротивлением изнашиванию и поломкам в различных условиях эксплуатации.