Гаркунов Д.Н. Триботехника. Износ и безызносность. Страница 16

После длительных поисков причин задиров зеркала цилиндров было установлено, что в период обкатки цилиндры недостаточно смазывались маслом, что вызывало трение при полужидкостной смазке отдельных участков их поверхности. Нанесение мелких вмятин на юбке поршня стальным шариком диаметром 3 мм улучшило условия смазки и устранило задиры и дымление двигателей. С тех пор завод выпускает двигатели с накатанными углублениями на юбке поршня.

Более кардинальным методом было бы накатывание зеркала цилиндра, однако твердость азотированной поверхности зеркала препятствовала достаточной производительности этого процесса: накатной ролик изнашивался в течение 30...40 мин работы.

2. На самолете после 400...500 посадок в результате повышенного износа выходили из строя верхние бронзовые буксы амортизаторов шасси, что вынуждало ремонтировать амортизационные стойки с заменой букс. В целях уменьшения удельных нагрузок на буксу ее высота была увеличена в полтора раза. Однако эта мера не устранила повышенного износа букс. В результате поисков было установлено, что бронза БрАЖМц, из которой изготовляли буксы, имела очень низкую износостойкость в условиях смазки спиртоглицериновой смесью. Замена этой смеси на жидкость АМГ-10 устранила повышенный износ букс.

3. На паровой машине, установленной на судне, за 20...30 дней плавания из-за быстрого изнашивания выходило из строя верхнее поршневое кольцо, вызывая необходимость его замены. Из многих методов снижения износа поршневых колец в паровой машине действенным оказался лишь один. В чугунное кольцо сечениём 40x40 был вставлен и зачека- нен медный ручей 10x10 мм, выступающий на 0,5 мм над рабочей поверхностью кольца.

4. На одном из отремонтированных двигателей после работы его в течение 24 ч произошло самопроизвольное срезание фиксирующих штифтов бронзовых втулок и выпрессовывание последних из прицепного шатуна, что повлекло отказ двигателя. Узел сопряжения прицепного шатуна с главным представлен на рис. 1. Легко установить, что при вращении пальца прицепного шатуна во втулках не должно возникать осевых усилий. Выпрессовывание бронзовых втулок произошло в направлении, показанном стрелкой А. Смазочная система не была засорена абразивами, перегрева деталей не обнаружено, двигатель обкатывали строго по инструкции. При ознакомлении с технологией ремонта узла выяснилось, что бронзовые втулки прицепного шатуна были заменены новыми. Втулки изготовлялись на токарном станке и имели на рабочей поверхности канавки от резца. Рабочая поверхность пальца была цементирована, шлифована и полирована.