Гаркунов Д.Н. Триботехника. Износ и безызносность. Страница 25

В Великобритании в 50-х гг. была проведена работа в рамках государства по внедрению достижений триботехники. Согласно отчету Британского совета по триботехнике, опубликованному в 1966 г., экономический эффект от применения достижений триботехники составляет более 500 млн фунтов стерлингов (табл. 1.2), что эквивалентно 2% валового национального продукта.

Большие потери от износа машин и механизмов несет промышленность ФРГ. В 1974 г. в сталелитейной промышленности на замену изношенного оборудования было израсходовано более 1,4 млрд марок, что вместе с потерями, вызванными простоями, привело к удорожанию продукции прокатного оборудования на 10...20% (1 ч простоя прокатного обо-

рудования стоит 20 тыс. марок). В угольной промышленности потери от износа равны 10 млрд марок в год, а во всей промышленности ФРГ — более 100 млрд марок, т. е. свыше 1% годового бюджета. Снижение потерь энергии в двигателях внутреннего сгорания на 10% позволит сэкономить 0,5 млрд марок в год, а применение правильных триботехничес- ких рекомендаций снизит на 50% годовые затраты, вызванные износом.

В 1976 г. в ФРГ была создана государственная программа по сохранению материальных ресурсов в результате решения триботехнических проблем. В первоначальном варианте было сформулировано около 80 проблем по разделам трения без смазочного материала, гидродинамической и полужидкостной смазки, смазочных материалов, методам измерения и исследования трения и изнашивания. Субсидии составили 84 млн марок на срок до 1984 г. В результате должны быть решены задачи увеличения долговечности и межремонтных периодов, сохранения редких металлов и энергии, снижения вибрации и шума в машинах.

Для выполнения программы были созданы координационные группы: 1) абразивное изнашивание; 2) вибрационное изнашивание; 3) подшипники и цилиндропоршневая группа; 4) эластогидродинамика; 5) полужидкостная смазка; 6) техника измерений и методы испытаний; 7) подшипниковые материалы; 8) обработка поверхностей; 9) смазочные материалы двигателей внутреннего сгорания; 10) технологические операции; 11) поведение фрикционных систем; 12) дизельные машины.