Гаркунов Д.Н. Триботехника. Износ и безызносность. Страница 50

Факторы, обусловливающие безызносность, следующие: контактирование поверхностей происходит через мягкий слой металла, основной металл испытывает пониженное (в 10 раз) давление;

металлическая пленка при деформации в процессе трения не наклёпывается и может многократно деформироваться без разрушения;

трение происходит без окисления поверхностей, эффект Ребиндера реализуется в большей степени;

продукты износа переходят с одной трущейся поверхности на другую и обратно, в зоне трения продукты износа удерживаются электрическими силами.

ИП позволяет: 1) при изготовлении машин экономить металл (15... 20%) за счет большей грузоподъемности (в 1,5...2 раза) пар трения; 2) увеличить срок работы машин (в 2 раза), сократить период приработки двигателей (в 3 раза) и редукторов (до 10 раз), соответственно сократить расход электроэнергии; 3) в подшипниках скольжения и качения уменьшить расход смазочных материалов (до 2 раз); 4) повысить КПД глобо- идных редукторов с 0,7 до 0,85; винтовой пары с 0,25 до 0,5; 5) увеличить экономию драгоценных металлов (золота, платины, серебра) в приборах в 2...3 раза за счет большей надежности электрических контактов.

Дальнейшее развитие работ по созданию практически неизнашивае- мых узлов трения машин, оборудования и приборов с использованием ИП — одна из важнейших проблем современной триботехники.

8.3. Разработка методов расчета деталей на износ

Наибольшее внимание при разработке методов расчета деталей на износ необходимо уделить методам расчета типовых наиболее изнашиваемых узлов машин: направляющих металлорежущих станков, зубчатых передач, подшипников скольжения и качения, кулачковых механизмов, фрикционных передач, уплотнений валов. По вопросам расчета указанных сочленений имеются фундаментальные разработки, которые подробно описаны в технической литературе и широко используются на практике.