Гаркунов Д.Н. Триботехника. Износ и безызносность. Страница 120

4. Жидкостная, вязкопластическая и контактно- гидродинамическая смазка

Жидкостная смазка характеризуется тем, что трущиеся поверхности разделены слоем жидкого смазочного материала (масла), находящегося под давлением. Давление смазочного материала уравновешивает внешнюю нагрузку. Слой смазочного материала называют несущим слоем. При увеличении его толщины, более толщины граничной пленки, уменьшается степень влияния твердой поверхности на далеко отстоящие от нее молекулы масла. Слои, находящиеся на расстоянии более 0,5 мкм от поверхности, приобретают возможность свободно перемещаться один относительно другого. При жидкостной смазке сопротивление движению определяется внутренним трением (вязкостью) жидкости и складывается из сопротивления скольжению слоев масла по толщине смазочной прослойки. Этот режим трения со свойственными ему весьма малыми коэффициентами трения является оптимальным для узла трения с точки зрения потерь энергии, долговечности и износостойкости. Сила трения при жидкостной смазке не зависит от природы сопрягаемых поверхностей.

Явление трения при жидкостной смазке было открыто в 1883 г. Н. П. Петровым, создавшим основы гидродинамической теории смазки [8]. Современная гидродинамическая теория смазки, построенная на некоторых упрощающих предпосылках, дает руководящие материалы, позволяющие определить несущую способность масляного слоя и его минимальную толщину. Однако выводы теории относятся к абсолютно жестким, идеально гладким сопряженным деталям, выполненным и смонтированным достаточно точно, что требует внесения соответствующих коррективов.

Существует два способа создания давления в несущем слое. При первом способе специально предусмотренный насос создает гидростатическое