Гаркунов Д.Н. Триботехника. Износ и безызносность. Страница 194

В этом случае, очевидно, имеют значение два фактора: фактор наводороживания, в результате которого повышаются напряжения в поверхностном слое, и фактор повышения шероховатости поверхности, что влечет увеличение контактных напряжений. Степень участия этих факторов — задача дальнейших исследований.

Для узлов трения современной техники (особенно для тяжелонагру- женных подшипников авиационных двигателей) представляют интерес исследования по изучению причин снижения сопротивления усталости при качении, обусловленного присутствием воды в смазочном материале или топливе при эксплуатации машин и механизмов.

Механизм понижения работоспособности тел качения при наличии воды в смазочном материале сложен; он включает взаимосвязь циклически изменяющихся напряжений и химических реакций на поверхнос- ти, ведущих к коррозии и водородному изнашиванию. При повышении качества сталей и уменьшении вследствие этого числа подповерхностных неметаллических включений, вызывающих усталостное разрушение при качении соприкасающихся деталей, более важное значение приобретают химические реакции с водой, приводящие к наводороживанию и, как следствие, к образованию поверхностных дефектов — концентраторов напряжений.

Количественная оценка влияния воды на контактную усталость выполнена Р. Шацбергом на четырехшариковой машине [52]. Верхний образец вращался с частотой 1730 мин-1, а нижние три шарика были разделены сепараторами и свободно двигались в кольце. Смазочным материалом служил очищенный парафин с кинематической вязкостью 13-Ю-6 м2/с при температуре 50°С. Шарики диаметром 12,7 мм изготовляли из дегазированной в вакууме стали К.52100 Американского института черной металлургии, твердость HRC 63. Кольца были из той же стали и имели твердость HRC 59. Смазывание — циркуляционное, расход парафина 70 мл/мин. Воду в смазочном материале строго дозировали. Испытания проводили до появления на поверхности металла небольшой язвы или скола.