Гаркунов Д.Н. Триботехника. Износ и безызносность. Страница 233

Поверхностный слой нагара в равновесной фазе состоит из прокаленных частиц, слабо связанных друг с другом. Поэтому частицы отрываются от слоя, а взамен их появляются новые, восстанавливающие слой нагара до прежнего уровня. Отрывающиеся частицы уносятся в выпускной тракт, некоторая доля их попадает при нисходящем ходе поршня на открытую поверхность зеркала цилиндра и прилипает к имеющей- ся на ней масляной пленке. При восходящем ходе поршня частицы попадают между цилиндром и поршневыми кольцами, производя абразивное разрушение поверхностей. Нагар попадает в кольцевую зону поршня, смешивается с лаковыми отложениями масла и далее с маслом проникает в картер. Абразивному изнашиванию продуктами нагара сильнее всего подвергается верхнее поршневое кольцо.

Образование продуктов износа, не обусловленное непосредственно абразивным изнашиванием, обязано пластическому деформированию поверхностей, избирательному изнашиванию отдельных составляющих и другим обстоятельствам. Абразивное изнашивание может происходить весьма интенсивно и на достаточно смазанных поверхностях, когда приложенная нагрузка передается от одной детали к другой не только через слой смазочного материала, но и через абразивные частицы. Влияние продуктов износа, состоящих из наклепанных, иногда отпущенных и окисленных частиц, зависит от интенсивности изнашивания. При малой интенсивности изнашивания частицы размером около 0,01 мкм, присутствуя в зазоре, не могут сколько-нибудь существенно влиять на силу трения. С увеличением интенсивности изнашивания размер частиц обычно растет, и доля их участия в процессе изнашивания возрастает. Это часто приводит к тому, что начавшееся по какой-либо причине интенсивное изнашивание прогрессивно нарастает до заметного повреждения поверхностей.