Гаркунов Д.Н. Триботехника. Износ и безызносность. Страница 236

Исследования, проведенные нами на машинах трения по определению антифрикционных свойств подшипников поршневых авиационных двигателей, показали, что подшипники, бывшие в эксплуатации, обладают более высоким коэффициентом трения (на 20...30% выше), более длительным периодом приработки (на 30...40%) и меньшей нагрузкой до заедания (на 20...30%) по сравнению с новыми подшипниками.

Химический состав верхнего слоя свинцовистой бронзы вкладышей, выработавших на авиационном поршневом двигателе ресурс, отличается от химического состава новых вкладышей: в них содержалось до 2,47% железа и до 2,5% алюминия. По техническим условиям у новых вкладышей допускается не более 0,3% железа и 0,02% алюминия.

Абразивные частицы не оказывают существенного действия на резиновые подшипники. Податливость резины не позволяет попадающей в зазор абразивной частице создавать высокое давление, при котором происходит шлифование поверхности стального вала; она может только полировать его. Для быстрейшего удаления абразивных частиц с поверхности подшипника на нем делают желобки или осевые канавки. При определенных условиях абразивные частицы скатываются в желобки и удаляются из подшипника. Абразивостойкость резиновых подшипников уменьшается при заключении резинового слоя в жесткую обойму. Резиновые подшипники могут работать только при смазывании водой; при достаточной прокачке ее такие подшипники могут выдерживать очень большие окружные скорости (20 м/с и выше). Коэффициент трения резиновых подшипников практически не зависит от нагрузки; с увеличением частоты вращения вала коэффициент трения подшипника снижается.

Подобно резине в абразивной среде ведет себя поликапролактам, который может работать как на воде, так и на обычных маслах. Изучение под микроскопом поверхностных слоев капролактамовых втулок, работавших в загрязненной абразивом среде, показывает, что абразивные частицы и продукты износа металлической контрдетали шаржируют мягкую поверхность поликапролактама, проникая в тело. В итоге образуется подобие твердой корки, связанной полимером, и появляются расположенные на различной глубине механические включения. Приводятся две причины проникновения их вглубь: возможный разогрев отдельных частиц в зоне общего контакта с деталями до температуры плавления полимера и течение полимера в отдельных местах поверхности и наволакивание его поверх частицы.