Гаркунов Д.Н. Триботехника. Износ и безызносность. Страница 158

Это явление было названо электродинамическим фактором изнашивания. Для его экспериментального изучения использовались различные сопряжения машин: игольчатые подшипники карданных передач, шлицевые соединения и др. Их подвергали динамическому нагруже- нию на стенде, причем амплитудно-частотные характеристики динамических нагрузок соответствовали их реальным эксплуатационным значениям. Измеряли амплитуду и скорость изменения потока магнитной индукции в сопряжении, электрические потенциалы на поверхностях сопряженных деталей, контролировали состояние поверхностей, электрическое сопротивление между контактирующими деталями, их температуру (среднюю и в стыке), оценивали возможность появления электрических разрядов в зоне контакта сопряженных деталей под действием динамических нагрузок, проводили сравнительные испытания на износ.

Для измерения потока магнитной индукции использовали малогабаритные индуктивные датчики, которые устанавливали в зоне контакта, например, вместо одного из игольчатых роликов подшипника шарнира карданной передачи. Для измерения поверхностных потенциалов сопряженных деталей к каждой из них были припаяны изолированные провода. Электрическое сопротивление в контакте сопряженных деталей измеряли при постоянных нагрузках с точностью до третьего знака. Появление электрических разрядов в контакте под действием динамических нагрузок оценивали с помощью малогабаритной антенны в виде отрезка изолированного провода, размещенного в зоне контакта и соединенного с помощью экранированного и заземленного кабеля с входом транзисторного радиоприемника. При подготовке к испытанию были приняты меры против сетевых помех и влияния внешнего фона электромагнитных волн.

По результатам экспериментов построены кривые ЭДС магнитной индукции в функции амплитудно-частотных характеристик динамических нагрузок. Нарастание ЭДС индукции пропорционально частоте динамического нагружения при неизменных амплитудных значениях этих нагрузок. Следовательно, наибольшие изменения потока магнитной индукции должны быть при высокочастотной части спектра динамических нагрузок.