Гаркунов Д.Н. Триботехника. Износ и безызносность. Страница 192

Влияние скорости скольжения поверхностей на износ показано на рис. 6.22. После достижения определенной скорости скольжения происходит повышение температуры поверхностей. В результате фактическая влажность уменьшается и происходит резкое снижение скорости изнашивания. Здесь наблюдается переход от металлического изнашивания (термин Н. Уетца) к окислительному.

Все приведенные данные о влиянии влажности на износ металлов были получены Уетцом в 1968 г., когда о водородном изнашивании еще не было известно. В настоящее время полученные зависимости можно объяснить образованием в зоне контакта водорода в результате разложения воды. Бронза и латунь в меньшей степени охрупчиваются и насыщаются водородом. Окисление также существенно влияет на износ поверхностей. Несомненно, что при большой влажности возможны коррозионные процессы на поверхностях трения.

9. Водородное изнашивание при треиии качения

До настоящего времени почти не было исследований влияния старения масла на интенсивность изнашивания подшипников качения. Лишь в небольшом числе работ, в частности у Jl. Грунберга, утверждалось, что химический состав и вид смазочного материала могут непосредственно влиять на сопротивление усталости подшипников качения и зубчатых передач. Установлено, что химические процессы в масле в результате действия присадки могут в 10 раз и более увеличить сопротивление контактной усталости. Снижение же сопротивления контактной усталости проявляется особенно в большой степени в виде точечной коррозии стальных шариков под действием воды, находящейся в масле, и водородной хрупкости.

Первые сведения о наводороживании при трении качения появились в 1963 г., когда Jl. Грунберг и др. провели исследования влияния присутствия воды в минеральном масле на ускорение разрушения шарикоподшипников, изготовленных из обычных сталей.