Гаркунов Д.Н. Триботехника. Износ и безызносность. Страница 155

Оригинальные опыты по оценке распределения износа между неравновеликими поверхностями проводил В.Д. Евдокимов [6]. Он обратил внимание на различие наклепа образцов, имеющих разные поверхности трения.

Все приведенные гипотезы о неравномерном распределении износа между деталями, имеющими разные поверхности трения, основаны на экспериментальных данных, поэтому, видимо, нельзя объяснить одним фактором причину неодинаковой скорости изнашивания деталей.

6. Влияние электрического тока на износ

Внешнее электрическое поле является фактором, влияющим на процесс изнашивания. X. Бергенхейм на основе большого числа наблюдений на нескольких десятках судов установил наличие повышенного износа работающих на сернистом топливе дизелей при низкой изоляции проводов судовой электрической установки. Вероятно, причиной этого явилось включение цилиндро-поршневой группы в контур электрической установки, усиливающее коррозию. В тот же контур безусловно включаются валы и подшипники.

Имеются, однако, примеры, когда пропускание электрического тока через пару трения положительно сказывается на износостойкость детали. Так, для уменьшения силы трения и износа поверхностей предлагается вводить в смазочное масло до 5% присадок, состоящих из органических фосфидов соответствующих металлов, и пропускать постоянный электрический ток низкого напряжения силой 1...10 А через слой масла, заключенный между поверхностями трения [Пат. 977-577 (Англия)]. При прохождении тока происходит электролитическое осаждение металла на поверхности трения из присадок, добавленных в масло, в результате уменьшается сила трения и износ поверхностей. Метод может быть применен для подшипников турбин, двигателей внутреннего сгорания, электрических генераторов. Электрический ток в этих случаях пропускают через слой масла в подшипниках.