Гаркунов Д.Н. Триботехника. Износ и безызносность. Страница 185

При отсутствии водорода удалось повысить термостойкость пластмасс до температуры 600°С. Полученные результаты объяснили причины высокой термостойкости органического полимера, известного под названием "черный орлон", который выдерживает температуру до 1000°С. Этот полимер — карбонизированный полиакрилонитрид в своей структуре не содержит ни одного атома водорода.

В процессе термодеструкции при трении обычных пластмасс водород может входить в металл, наводороживая его.

Повреждения пластмассовых тормозных элементов автомобилей. Процессы переноса стали и чугуна на пластмассовые тормозные элементы автомобилей рассматривали А.Г. Георгиевский и М.Н. Олина [15]. При трении асбестосмоляного образца с чугуном, легированным никелем и хромом, при температуре 400...500°С происходит перенос пластмассы на чугун. При дальнейшем повышении температуры на поверхности чугунных образцов наблюдается увеличение толщины неметаллической пленки, которая при температуре 900°С достигает 100 мкм. Пленка неоднородна по строению: прилегающая к металлу часть более светлая, подобна оксидной. В дальнейшем чугун переносится на пластмассу. Предварительно на некоторой глубине от поверхности трения образуется тонкая трещина, которая местами выходит на поверхность. На отдельных участках наблюдается закатывание пластмассы в металлическую поверхность. Чугун переносится несплошным слоем; отделившаяся от основного материала посредством образования трещины часть чугуна хрупко разрушается на отдельные агломераты зерен. В процессе трения происходит охрупчивание чугуна в тонком поверхностном слое. Позднее перенос чугуна на пластмассовый элемент автомобиля изучали М.М. Бородулин и И.И. Васильев [8]. При намазывании чугуна фрикционные качества пары трения снижаются, а на поверхности контртела образуются глубокие кольцевые выработки. Тормозные барабаны быстро выходят из строя. Явление намазывания в тормозных транспортных средствах было впервые обнаружено при работе тормозных накладок в горных условиях (температурный режим наиболее тяжелый); при работе на равнинной местности на первой стадии эксплуатации это явление остается незаметным. В зависимости от напряженности работы тормозного элемента образуются повреждения как на тормозном барабане, так и на накладке или колодке из фрикционной пластмассы. На поверхности пластмассовой колодки легкового автомобиля в наиболее нагруженной части имеются частицы чугуна в виде небольших вытянутых по направлению движения лепестков размером до 1...1,5 мм2 (рис. 6.11).