Гаркунов Д.Н. Триботехника. Износ и безызносность. Страница 324

Выкрашивание твердых рабочих поверхностей, как правило, не бывает ограниченным. После появления мельчайшей оспины материал вследствие его хрупкости скалывается с ее стенок, и оспина разрастается до крупной язвины. Однако передача может еще работать сотни часов до полного повреждения поверхности в результате выкрашивания.

Длительность начального выкрашивания может быть очень большой и исчисляться даже миллионами циклов. Подтверждением может служить такой пример. У мощного зубчатого редуктора зубья колес тихоходной ступени выкрашивались; на каждом полушевроне за сотни часов вся рабочая поверхность покрывалась язвинами. Затем поверхность наклепалась и выгладилась, и редуктор был доведен до полной проектной нагрузки.

3. Повреждения в виде отслаивания

Другим видом повреждения деталей под действием переменных контактных напряжений является отслаивание, т.е. отлущивание чешуек, имеющих иногда весьма заметные размеры. Отслаивание возникает в результате образования и развития продольной трещины на некоторой глубине с выходом ее на поверхность.

Отслаивание твердой корки металла наблюдается в деталях, которые азотированы, цементованы, цианированы или подвергнуты поверхностной закалке. Касательные напряжения на стыке твердой корки с сердцевиной приводят к разрушению ее тем быстрее, чем больше касательные напряжения внутри корки. Это объясняется определенным соотношением сопротивления усталости сердцевины и упрочненного слоя. Увеличивая его толщину, часто удается ликвидировать отслаивание. Однако встречается отслаивание прокатных валков, подвергнутых поверхностной закалке, у которых при прокатке в связи с большими тангенциальными силами в контакте зона наибольших касательных напряжений почти подходит к поверхности; это свидетельствует о действии дополнительных факторов. На разрушения, происходящие под поверхностью, помимо контактных напряжений, влияют остаточные напряжения от термической или термохимической обработки и напряжения от общей деформации детали.