Гаркунов Д.Н. Триботехника. Износ и безызносность. Страница 319

Высокая точность обработки поверхностей трения и тщательная их приработка — дополнительное средство борьбы с растрескиванием.

Например, трещинообразование торца золотника (см. рис. 13.3) удалось ликвидировать улучшением пригонки сопрягающихся поверхностей и заменой одной марки стали на другую.

3. Трещинообразование на поверхности деталей от перенаклепа

Такой вид повреждения может встретиться в условиях трения качения, когда твердость поверхности не настолько низка, чтобы произошла заметная пластическая деформация, и не настолько высока, чтобы предупредить микропластическую деформацию в пределах всей рабочей поверхности. Нарис. 13.4 показан вогнутый зуб колеса передачи Новикова с растрескавшейся из-за перенаклепа поверхностью.

Глава 14. КОНТАКТНАЯ ПРОЧНОСТЬ

1. Контактная усталость при качении и качении со скольжением

Характерным повреждением катящихся под нагрузкой или с проскальзыванием металлических поверхностей являются раковины, ямки, оспинки (так называемые питтинги). Поверхность приобретает местное выкрашивание.

Питтинг — это особый вид повреждения поверхности при перемещающемся контакте под действием переменных напряжений, превышающих некоторый предел для данного материала. Иначе говоря, питтинг— это процесс контактной усталости поверхностей при качении или при качении со скольжением. Исследованию этого процесса посвящены многочисленные эксперименты на роликовых (дисковых) машинах, непосредственно над зубчатыми колесами и над подшипниками качения.

Приняв в качестве критерия усталостного разрушения ту или иную степень повреждения поверхности, можно по результатам испытаний на роликовой машине построить кривую выносливости. Ее уравнение имеет тот же вид, что и при усталостных испытаниях: