Гаркунов Д.Н. Триботехника. Износ и безызносность. Страница 327

Эксперименты С.В. Щербакова, М.Б. Каплина показывают, что контактная прочность образцов из пластмасс уменьшается, если они ранее находились в контакте со смазочным материалом. Дело в том, что полимеры при соприкосновении со смазочным материалом набухают. Набухание происходит постепенно, в течение длительного времени (до 60 сут). Образцы испытывали в трех маслах: приборном МВП, индустриальном и авиационном МС-20. Наибольшее набухание было в приборном масле, наименьшее — в авиационном. Наличие смазочных материалов приводит к ослаблению межмолекулярных связей полимеров, что вызывает снижение их прочностных свойств. Глава 15. СВЯЗЬ СОПРОТИВЛЕНИЯ УСТАЛОСТИ

ДЕТАЛЕЙ С ТРЕНИЕМ И ИЗНАШИВАНИЕМ

1. Общие сведения

Многие детали, которые должны удовлетворять условиям общей прочности при переменных напряжениях, подвергаются в эксплуатации воздействию сил трения. Это валы, оси и шпиндели, у которых шейки работают в паре с подшипниками скольжения или контактируют непосредственно с роликами в случае монтажа на роликоподшипниках без внутреннего кольца; поршневые пальцы; пальцы прицепных шатунов; шаровые пальцы; элементы цилиндрических и конических сопряжении; листовые рессоры и другие детали. Зубья колес и рельсы работают при циклических напряжениях изгиба и трения качения со скольжением. Поскольку усталостное разрушение деталей начинается с поверхности или с приповерхностного слоя, то изменение геометрии, химического состава, структуры, системы собственных напряжений в поверхностях трения по сравнению с исходным состоянием не может не сказаться на сопротивлении усталости деталей. Исследованием этого вопроса занимались Б. Д. Гро- зин, JI.M. Школьник, Д.А. Драйгор, В.Т. Шарай, Г.И. Вальчук и др. [1, 2].