Гаркунов Д.Н. Триботехника. Износ и безызносность. Страница 367

Основные факторы, определяющие износ:

— пластические деформации, приводящие к наклепу поверхностей и разрушению их микронеровностей;

— окислительные процессы (при трении окислительные процессы происходят очень интенсивно). Окисные пленки, хотя и препятствуют схватыванию и глубинному вырыванию, хрупки, быстро разрушаются и образуются вновь;

— внедрение отдельных участков поверхности одной детали в сопряженную поверхность другой, что при скольжении вызывает образование неровностей поверхности и при многократном воздействии их разрушение;

—адгезионное схватывание контактирующих поверхностей, приводящее к переносу материала одной детали на другую и усилению изнашивания;

— накопление в поверхностях трения деталей водорода, что ускоряет изнашивание.

— абразивное воздействие на поверхности трения твердых частиц.

Все указанные процессы экспериментально подтверждены и глубоко изучены учеными во многих странах.

Контактирование деталей происходит не по всей поверхности трения, а только в отдельных точках (отношение фактической площади контакта к номинальной составляет 1:100—1:10000). Учитывая указанные выше факторы, вызывающие изнашивание узлов трения, можно утверждать, что идея создания безызносных узлов трения является нереальной. Поэтому длительное время главным направлением борьбы с изнашиванием и уменьшением сил трения было повышение твердости поверхностей трения деталей машин. При повышении твердости материала уменьшается взаимное внедрение одной поверхности в другую, снижаются пластические деформации и окислительные процессы, а также действие абразива. Было разработано много методов повышения твердости деталей: цементирование, хромирование, азотирование, поверхностная закалка, наплавка твердыми материалами и др. Это решило многие вопросы, связанные с повышением ресурса машин и оборудования. Так, электролитическое хромирование цилиндров двигателей внутреннего сгорания не только повысило износостойкость пары трения цилиндр— поршневое кольцо в 4...5 раз по сравнению с износостойкостью чугунных цилиндров, но и в большой степени снизило потери на трение в цилиндропоршневой группе двигателей.